Имя: Пароль:
LIFE
Политика
OFF: Интервью Дмитрия Потапенко
0 Доброжук
 
28.01.10
11:55
Бизнесмен Дмитрий Потапенко никогда, в сущности, не жил при социализме. В юности он сдавал макулатуру и спекулировал полученными за нее книгами, чтобы доставать и читать то, что хочется. Тоже через фарцовку собрал большую коллекцию виниловых пластинок, которую хранит до сих пор. Учась в институте, перегонял машины из Владивостока, работал в морге, был управляющим казино, которое «держал» Отари Квантришвили. Свою первую компанию зарегистрировал в 1989 году: студенты, которых он организовывал, разносили почту, разгружали вагоны, а впоследствии торговали компьютерами. Потом был управляющим сети «Пятерочка» в Москве и Московской области, создал свой розничный бизнес (сети «Гастрономчикъ», «Продэко» и др.) и постоянно хватается за новые проекты – в смежных и не очень смежных сферах.


– Что скажете о новом законе «О торговле»? Обижают ли на самом деле торговцы поставщиков?

Обижают, конечно. Вся товаропроводящая цепочка очень простая. Даже если будете сажать огурцы, у вас всегда будет шесть звеньев цепочки. Первое – физическое производство; второе – физическая переработка; третье – упаковка; четвертое – транспортная логистика; пятое – складская логистика и шестое – продажа. Обижает ли кто-либо кого-либо в этой цепочке? Обижает. Потому что в ней существуют три уровня потребления и объёма. Например, если я начну производить лаваш, я не могу работать с Х5 Retail Group. В одной из передач по телевидению был такой сюжет: некий производитель жаловался, что он производит торты, а его не пускают в «Перекрёсток». Я ответил ему за кадром: вы понимаете, что вы не можете работать с Х5 Retail Group? Потому что уровень вашего производства достаточен для двух-трёх магазинов. А что делать этой сети во всех остальных магазинах? В одном магазине – одни торты, в другом – другие? Это будет не сеть, а помойка. Поэтому сравнимое работает со сравнимым. Поймите, в маленькие магазины производители не поставляют товар. У меня, когда сеть только начинала развиваться, процент выполнения заказов от производителей составлял 11%. Точно так же, когда сетка вырастает и производитель становится для нее мал, у него забирают объём и начинают диктовать условия. Сейчас в России есть жестокий дисбаланс по объёму и потреблению. Когда ряд производителей пытаются влезть таксой на дога – не получится. И наоборот не получится. Никогда дог с таксой, хоть ты тресни… Будет бастард. Не будет ни морального, ни эротического удовлетворения. Ни у таксы, ни у дога. Сплошные мучения. Закон о торговле – это такая табуретка, которую мы пытаемся подставить под таксу, чтобы она трахнула дога.


– Как закон «О торговле» повлияет на цены?

Цены увеличатся. Они уже увеличиваются. Для этого достаточно войти на один из популярных сайтов для ритейлеров и посмотреть, что обсуждают производители. Большие сети сейчас давят производителей, пользуясь законом. А крупные производители давят магазины, повышая цену поставки. Соответственно, маленькие магазины становятся ещё менее конкурентными – у них нет возможности работать на рынке. Мы просто уничтожаем рынок мелкой торговли.


– Выходит, что этот закон хорош только для крупных сетей?

Все этот закон называют «законом двух компаний» – то есть «Магнита» и Х5, больше всего он повредит мелочи. А писали его понятно кто – депутаты, владельцы конкретных производственных площадок, которые спят и видят, чтобы вся их курятина, или какая-нибудь произведенная псевдокачественная ерунда продавалась дороже. Их спрашиваешь: почему у вас товар дороже, чем импортный? Говорят, потому что качественный. Слово «качество» мне, пожалуйста, в цифры переведите – расшифруйте, что такое ваше качество… Для меня есть другой критерий: проходит ли товар по ГОСТу.


– Что сейчас происходит в вашем бизнесе, как на нём отразился кризис?

– Изменился клиент. Люди в костюмах, которые в мои столовые никогда не заходили, начали заходить. Регулярные клиенты стали меньше покупать, их число сократилось, потому что прошли массовые увольнения. В продуктовой сети – по регионам ситуация различна, в зависимости от степени присутствия, но в целом, есть падение, которое достигает 22%. Падение это достаточно серьёзное. Сейчас клиент выбирает только низкую цену, а поскольку во многих местах я для поставщика не являюсь превалирующим клиентом, меня давят и поднимают цены. В соответствии с новым законом сокращают отсрочки, что для меня было самым актуальным, и оптовые скидки, потому что оптовой скидки в 10%, которую прописали в законе, не было никогда. По такой схеме просто нельзя работать. Этот год для малого и среднего предпринимателя будет совсем тяжелым.
– Что надо сделать, чтобы его пережить?
Изменить ассортимент. Например в DIY, поскольку это был средний сегмент, мы кардинально меняем ассортимент. Уходим в нижнюю ценовую категорию, то же самое относится и к продуктам.


http://slon.ru/articles/249646/
Чтобы обнаруживать ошибки, программист должен иметь ум, которому доставляет удовольствие находить изъяны там, где, казалось, царят красота и совершенство. Фредерик Брукс-младший