Имя: Пароль:
IT
 
Остаток от деления отрицательного целого на натуральное.
0 miki
 
10.12.11
11:52
1. 10 60% (3)
2. -3 20% (1)
3. 20% (1)
4. 3 0% (0)
5. -10 0% (0)
Всего мнений: 5

Алгебра 8 класс. Спор возник по поводу: чему равен остаток от деления -3 (минус три) на 13.
Информация в википедии, а также результат от 1С-го "%" противоречат примерам в учебнике.
1 Aleksey
 
10.12.11
11:54
Ексель говорит что

10
2 Aleksey
 
10.12.11
11:56
Кстати в 1С -3 получается так как сначала считается остаток, а потом умножается на -1

-3
3 Aleksey
 
10.12.11
11:56
А что в учебнике?
4 miki
 
10.12.11
11:56
(1)ексель продвинутей, чем 1С. А есть в нем "неполное частное"? д.б. -1 в этом случае.
5 Aleksey
 
10.12.11
12:00
(4) Почему -1? 0 показывает
6 Aleksey
 
10.12.11
12:00
ЧАСТНОЕ (функция ЧАСТНОЕ)

Описание

Возвращает целую часть результата деления с остатком. Эта функция используется, когда нужно отбросить остаток от деления.

Синтаксис
ЧАСТНОЕ(числитель, замечание)
Аргументы функции ЧАСТНОЕ описаны ниже.
Числитель    Обязательный. Делимое.
Знаменатель    Обязательный. Делитель.
7 miki
 
10.12.11
12:01
(3)В учебнике определение:
Остатком от деления целого числа a на натуральное b называется такое целое число r, что разность (a-r) делится на b и 0<=r<=b.
8 miki
 
10.12.11
12:03
(5)Тогда не работает формула под определением:
a = bq + r,
q - неполное частное.
9 miki
 
10.12.11
12:42
Школьников (или их родителей) нет?
Как сыну объяснить сабж?
10 Wasya
 
10.12.11
12:56
(7) Учебник прав. 1С и многие другие не правы! Впрочем математика наука абстракная. Каждый имеет право давать свое определения остатка от деления!!! Правда не мешало бы при этом предупредить потенциальных потребителей.
11 NS
 
10.12.11
12:59
Остаток от деления целого на натуральное число ВСЕГДА лежит в интервале [0..N-1]

10
12 NS
 
10.12.11
13:00
(10) Учебник не прав!
0<=r<b
13 miki
 
10.12.11
13:06
(12)Это я описАлся, второе неравенство - строгое. Сорри.
(11)Как обяснить как надо этот остаток вычислять?
14 catena
 
10.12.11
13:10
(13)Так и объясняй: сколько надо отнять, чтобы разделилось без остатка.
15 miki
 
10.12.11
13:16
(14)Чтобы знать, что надо столько-то отнять, надо знать неполное частное. Или просто подбирать?
Хотел формального решения...
16 NS
 
10.12.11
13:21
(15) Я не помню. У нас вроде это было в первом-втором классе - 30 лет назад :)
В восьмом классе уже всяко умеют делить в столбик.
17 catena
 
10.12.11
13:22
(15)Ну, для положительных b неполное частное - цел(b/a)
18 NS
 
10.12.11
13:22
Вообще, при делении в столбик - у тебя справа - частное, внизу - остаток.
19 catena
 
10.12.11
13:23
Соответственно, остаток:=
остаток(b/a)= b-цел(b/a)
20 catena
 
10.12.11
13:24
остаток(b/a)= b-цел(b/a)*a
21 miki
 
10.12.11
13:24
(17)С обоими натуральными вопросов нет.
(16,18)Хоть столбик, хоть любой калькулятор выдают в остатке, при делении меньшего на большее 0 целых. А тут надо -1.
22 miki
 
10.12.11
13:30
На числовой оси, графически, наглядно видно (кроме понимания, что неполное частное -1)...
(19,20)
Из табло:
Цел(13/(-3)) = -4
13-Цел(13/(-3))  = 17
13-Цел(13/(-3))*(-3) = 1

a=-3, b=13
23 zak555
 
10.12.11
13:35
столбиком решать 87
24 NS
 
10.12.11
13:37
(21) Подели положительное (модуль), а потом скорректируй результат в случае ненулевого остатка.
25 miki
 
10.12.11
13:37
что такое? И на числовой оси ужЕ не видно...
26 miki
 
10.12.11
13:40
(24)Делю в столбик положительное 3 на 13.
Сразу остаток получается 3. Что делать дадльше?
27 NS
 
10.12.11
13:41
а делим на b, а<0, b>0
q' = (-a) div b
r' = (-a) mod b
Если r'=0 тогда q = -q', r = 0
Если не равно нулю, тогда
q = -q' - 1
r = -r' + b
28 catena
 
10.12.11
13:44
Когда b<0 формула в принципе та же самая, только вместо цел надо брать округление в меньшую сторону (т.е. дробь всегда к меньшему целому).
остаток(b/a)= b-ОкрВМеньшуюСторону(b/a)*a
29 zak555
 
10.12.11
13:44
catena математичка ? о_О
30 catena
 
10.12.11
13:45
(29)Репетиторствую немного :)
31 zak555
 
10.12.11
13:45
(30) спроси у своих это Задача 6ого класса
32 catena
 
10.12.11
13:49
(31)Ага, видела. Спрошу, себе взяла на заметку.
33 Фокусник
 
10.12.11
13:51
(0) И что? В начальных классах учат, "что делить на -1 нельзя", однако это не правда. А еще учат, что "через две точки можно провести только одну прямую", что тоже не правда. И т.д. ;)

PS как в учебнике, так и правильно.
34 wertyu
 
10.12.11
13:52
+(33) тут вопрос в договоре, как договорились так и есть, судя по (7) будет -3 (минус три)
35 miki
 
10.12.11
13:53
(27)
q' = Цел(3/13) = 0
r' = 3%13 = 3

r'>0
=>
q = -q' - 1 = -0 - 1 = -1
r = -r' + b = -3 + 13 = 10

По числам всё правильно.
Спасибо.
Осталось формулироваку придумать.

----------------
(28)
остаток(b/a)= b-ОкрВМеньшуюСторону(b/a)*a
= 13 - ОкрВМеньшуюСторону(13/-3) * (-3)
= 13 - (-5) * (-3) = 2

Где я ошибся в вычислениях?
36 catena
 
10.12.11
13:54
(35)Я сказала БЕ меньше нуля :)
37 miki
 
10.12.11
13:55
(34)К определению в (7) подходит 10. Не ясно было как вычислять.

10
38 zak555
 
10.12.11
13:55
> А еще учат, что "через две точки можно провести только одну прямую", что тоже не правда

школьное обоснование где ?
39 miki
 
10.12.11
13:56
(36)я запутался...
В цифрах из (0) можешь показать, если не трудно?
40 catena
 
10.12.11
13:56
+(36)Твое определение в (7) только для положительных делителей.
41 wertyu
 
10.12.11
13:56
(37) не знаю как ты считаешь, но судя по (7) именно -3 )))
42 catena
 
10.12.11
13:57
(41)Нет. 10. Судя определению в (7) - остаток всегда положительный.
43 NS
 
10.12.11
13:57
(41) И давно у нас -3 стало неотрицательным?
44 catena
 
10.12.11
13:58
остаток(b/a)= b-ОкрВМеньшуюСторону(b/a)*a
б=-3
а=13
остаток(-3/13)= -3-(-1)*13 = 10
45 wertyu
 
10.12.11
13:58
(43) там написано, что r целое, имхо противоречие
46 catena
 
10.12.11
13:59
(45)0<=r<b!
47 miki
 
10.12.11
14:01
(40)Там сказано _целое_ на натуральное. Так в книжке. Там разбирается пример, где написано "при делении -1 на 14 остаток будет 13" это и заставило задуматься. Не ожидал.
48 zak555
 
10.12.11
14:01
по-моему, вы все пургу гоните

понятие остаток от деления появляется, когда делимое больше делителя по абсолютной величине

49 catena
 
10.12.11
14:03
(48)Это мы уже вчера проходили... v8: v8: Остаток от деления на цело
50 wertyu
 
10.12.11
14:03
А что по этому поводу у Гаусса написано?
51 catena
 
10.12.11
14:05
Вообще, определить-то можно по-разному... Помнится, на логике на экзамене у нас преподаватели любили доп.вопросом: Давайте введем определение:...., как тогда изменится доказательство? ))
52 zak555
 
10.12.11
14:06
(49) и ?
53 miki
 
10.12.11
14:06
(44)ты (я?) перепутала a и b...
Спасибо.

(48)
Т.е. остатки целочисленного деления в (11/10) и (1/10) разные?
54 zak555
 
10.12.11
14:07
> (1/10) разные?

нет остатка - эта "правильная дробь"
55 catena
 
10.12.11
14:08
(53) Ага, переименовала :)

(52)Ну, по-твоему остаток от 5 делить на 10 = 0?
56 zak555
 
10.12.11
14:09
(55) от 1/2 - да
57 miki
 
10.12.11
14:09
(54)так остаток и будет численно равен числителю, пока числитель не станет меньше знаменателя.
Разложи получение остатка для (11/10) на итерации...
58 zak555
 
10.12.11
14:11
(57)

вот тут как раз и будет

11/10 = A + R/B

где R = 1, остаток есть
59 catena
 
10.12.11
14:13
(56)Ну что ж, ты имеешь право так считать, просто определение (7) из другой оперы. Для положительных чисел 1С придерживается определения (7) :)

5%10 = 5.
60 miki
 
10.12.11
14:15
(58)а вариант, когда A=0 не кошерный?
:)
61 wertyu
 
10.12.11
14:17
ну так вот для целых чисел определение такое
a, b принадлежат Z, b <> 0, a = bq + r, где 0<=|r|<|b|
62 Упанишады
 
10.12.11
14:21
Все это напоминает спор между остроконечниками и тупоконечниками из "Приключений Гулливера".
63 Ненавижу 1С
 
гуру
10.12.11
14:22
классы вычетов ))
64 zak555
 
10.12.11
14:22
(60) а понимаю, что ты хочешь сказать из этой формулы

- 3/13 = 0 + 3 / (-13)

но это по сути тождество (!)
65 zak555
 
10.12.11
14:31
странно , что Ненавижу 1С раньше не пришёл =)
66 Ненавижу 1С
 
гуру
10.12.11
14:34
(65) ну выходной же, ходил в Ашан закупаться консервами перед митингом ))
67 zak555
 
10.12.11
14:34
(66) аааа ...

в театр надо идти
68 Живой Ископаемый
 
10.12.11
14:53
wiki:Остаток_от_деления

При делении двух целых чисел остаток от деления может быть как положительным, так и отрицательным числом. Чаще всего решение подобных проблем <b>неоднозначно<b>. Формально:
если , то , где
Пример:
Деление ?42 на ?5 может быть представлено, как
? 42:( ? 5) = 9, остаток 3, или
? 42:( ? 5) = 8, остаток ?2
69 miki
 
10.12.11
15:07
(68)Я это видел. На что они там ссылаются?
А речь в сабже про целое и натуральное, для которых есть "Теорема о делении с остатком":
"
Для любого целого числа а и натурального числа b существует единственная пара чисел q и r таких, что
a = bq + r,
где q - целое,
r - натуральное или нуль,
причём 0?r<b.
"
70 miki
 
10.12.11
16:55
В общем предложу такой алгоритм _вычисления_ остатка (надеюсь, не спросит "почему?"):

Имеем правильную дробь. Для варианта с отрицательным делимым выладки такие (можно и положительным, результат тот же, но это будут лишние вычисления, там и так всё ясно):
1. Числитель правильной дроби численно равен остатку от целочисленного деления.
2. Минус снести в знаменатель нельзя - по определению делитель - натуральное число.
3. Минус внести в числитель нельзя - по определению остаток (в данном случае делимое) - натуральное или ноль.

=> Надо сделать дробь положительной.
Применяем классический математический финт - добавим к дроби 0 = (1-1).
В цифрах для (0) имеем:

(-3)/13 = 1 + (-3)/13 - 1 = 10/13 - 1.
И всё.
Неполное частное = -1;
Остаток, он же числитель = 10.
71 Rie
 
10.12.11
17:12
(70) А может, проще воспользоваться тем, что
a%b = (a+n*b)%b
то есть, просто добавить к делимому достаточно большое число, кратное делителю?
72 miki
 
10.12.11
17:46
(71)Это почти тоже, что и (70).
Да, так остаток получим. А вот неполное частное - некорректно.
73 Rie
 
10.12.11
17:48
(72) Почему "некорректно"? Вычтем то самое n - и наступит счастье.
74 miki
 
10.12.11
17:53
(73)если ещё и вычтем - тогда будет полный клон (70) :)
где ж ты раньше был?..
:)
75 Rie
 
10.12.11
17:55
(74) Работал :-)
А с чего столь банальный вопрос потребовал аж целой ветки?
Тем паче что в учебнике почти ((12)) правильно всё написано?
76 miki
 
10.12.11
17:59
(75)я не знал как посчитать остаток для цифр в сабже.
Был уверен, что -3. Домашние ответ не приняли, ибо (12). Методом тыка подобрал 10, а как вычислять в общем виде не знал :(...
Компьютер — устройство, разработанное для ускорения и автоматизации человеческих ошибок.